Неудобная правда о ленд-лизе: почему СССР скрывал факты поставок со стороны союзников
Западные союзники, США и Великобритания, поставляли в СССР технику, вооружение и продовольствие, но советские власти предпочитали не замечать или преуменьшать помощь по ленд-лизу.
Вторая мировая война завершилась ровно 76 лет назад. Человечество заплатило за нее огромную цену: более 70 миллионов человек отдало свои жизни. Больше всего пострадали народы бывшего Советского Союза, общие потери которого составили около 27 миллионов человек, но и эти цифры не являются окончательными.
Германия потеряла в той войне около 7 миллионов человек, потери Японии, союзницы Третьего Рейха, составили около двух с половиной миллиона человек. В то же время США потеряли около 417 тысяч человек, Великобритания - 380 тысяч человек. Потери еще одной союзницы нацистской Германии, Италии, составили 479 тысяч человек, в то же время Франция, которая находилась под оккупацией стран "Оси", потеряла 665 тысяч человек.
Тем не менее речь сейчас пойдет не столько о людских потерях, сколько об одной из страниц истории, которую в СССР и новой России старались не замечать либо вовсе преуменьшать ее значение. Речь пойдет о ленд-лизе, т.е. поставках в Советский Союз военной техники, вооружения и продовольствия из Соединенных Штатов и Великобритании.
Все началось с принятия 11 марта 1941 года Конгрессом США Закона о ленд-лизе. Справедливости ради, стоит отметить, что изначально к этой программе привлекались Китай и страны Британской империи, которые на то время сопротивлялись японской оккупации. В ноябре 1941 года, уже после нападения Германии на СССР, американцы начали поставлять необходимое оборудование, вооружение и продовольствие в Советский Союз.
Объектами поставок были танки, грузовые и легковые автомобили, самолеты, нефтепродукты и продукты питания, а также артиллерия, огнестрельное оружие, детонаторы, радиолокаторы и другие необходимые для отражения нацистского вторжения в СССР. Только из США в СССР было направлено около 400 000 джипов и грузовиков; 22 150 самолетов; 12 700 танков; 2,7 млн тонн нефтепродуктов и 2077 млн банок тушенки.
Стоит ли говорить о том, что советские солдаты шутили насчет иностранной тушенки, называя ее "Вторым фронтом".
На американских самолетах Bell P-39 "Airacobra" летали самые результативные советские пилоты: Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Николай Гулаев, братья Дмитрий и Борис Глинки.
Истребитель P-39N «Airacobra» c номером 100. На нем летал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин.
Тем не менее советские, а позже российские историки и политики преуменьшали уровень помощи союзников по антигитлеровской коалиции. В частности, экс-глава Совета министров СССР Николай Рыжков в своей статье пишет: "Союзнические поставки вооружений и боевой техники составили небольшой процент к количеству аналогичных образцов, произведенных советской промышленностью. А с учетом того, что соответствующая помощь была оказана уже после 1942 года, можно уверенно утверждать: определяющей роли в Великой Победе она не сыграла".
Официально подобной точки зрения придерживался и маршал Советского Союза Георгий Жуков. Так, в своих мемуарах "Воспоминания и размышления" он пишет: "В течение многих послевоенных лет буржуазная историография утверждала, как и продолжает утверждать до сих пор, что якобы решающую роль в достижении нашей победы над врагом сыграли поставки союзниками вооружения, материалов, продовольствия.
Действительно, Советский Союз получил от союзников во время войны важные поставки для народного хозяйства — машины, оборудование, материалы, горючее, продовольствие. Из США и Англии было доставлено, например, более 400 тысяч автомобилей, большое количество паровозов, средств связи. Но разве все это могло оказать решающее влияние на ход войны? Я говорил уже о том, что советская промышленность достигла в годы войны огромного размаха и обеспечила фронт и тыл всем необходимым. Повторяться нет смысла.
Относительно вооружения могу сказать следующее. Мы получили по ленд-лизу из США и Англии около 18 тысяч самолетов, более 11 тысяч танков. К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится.
Что касается танков и самолетов, которые английское и американское правительства нам поставляли, скажем прямо, они не отличались высокими боевыми качествами, особенно танки, которые, работая на бензине, горели как факелы".
Однако тот же Жуков говорил и совсем другие слова. В 1963 году скрытая прослушка КГБ зафиксировала такие его слова: "Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали. Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии".
Как бы ни говорили в современной России о помощи со стороны союзников по антигитлеровской коалиции, никто не отрицает тот факт, что СССР сумел наладить в условиях военного времени производство техники и вооружения. Вместе с тем, отрицать помощь союзников тоже нельзя.