Украина, РФ, Турция и ООН подписали договор о "зерновом коридоре": главное из документа
Стороны достигли соглашения по вывозу украинского зерна на международные рынки.
Переговорный процесс с участием представителей Украины, России, Турции и ООН по деблокаде украинских портов с целью экспорта зерна завершился в пятницу, 22 июля, в Стамбуле подписанием соответствующего соглашения, которое будет действовать 120 дней с возможностью его автоматического продления.
Представляем вашему вниманию главное из подписанного в Турции документа:
- договор не предполагает разминирование портов, суда будут передвигаться безопасным фарватером;
- вывоз зерна начнет осуществляться в течение недели;
- проверки сухогрузов могут проводиться исключительно представителями совместного координационного центра под эгидой ООН;
- инспекция будет проходить только в гаванях, которые определит турецкая сторона;
- на маршрутах вывоза зерна будет действовать режим прекращения огня;
- присутствие российских представителей в украинских портах не предусмотрено.
В ООН рассчитывают, что достигнутые договоренности позволят достичь довоенных показателей экспорта зерна из портов "Одесса", "Южный" и "Черноморск".
При подписании документа Украину представлял глава Министерства инфраструктуры Александр Кубраков, Россию и Турцию - министры обороны Сергей Шойгу и Хулуси Акар, ООН - генсек организации Антониу Гутерриш.
При этом в Офисе президента Украины уточнили, что Киев не подписывал никаких документов с Россией: украинская сторона заключила договор с Турцией и ООН, Москва также подписала зеркальное соглашение с Анкарой и ООН.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил по итогам заключения соглашения, что турецкая сторона проделала огромную работу с Киевом и Москвой на пути подписания договора. Турецкий лидер выразил уверенность, что достигнутые договоренности позволят разрешить глобальный продовольственный кризис и предотвратить голод.
Ранее зарубежные СМИ писали, что Россия согласилась на перемирие с Украиной на время вывоза зерна. На турецкую сторону и ООН возложены обязанности по досмотру судов, участвующих в транспортировке продукции.