Уничтожительница бункеров: США испытали новейшую высокоточную авиабомбу GBU-72
Авиационная бомба GBU-72 Advanced 5K Penetrator имеет "специализацию" уничтожать сверхзащищенные объекты.
В США прошли испытания новой бомбы для уничтожения бункеров GBU-72 Advanced 5K Penetrator путем сброса с самолета F-15E Strike Eagle. Испытания провели на полигоне Эглин (Флорида), об этом сообщил интернет-ресурс TheDrive со ссылкой на Военно-воздушные силы (ВВС) США. Ранее это оружие испытывали только путем наземного взрыва.
Авиационная бомба GBU-72 весом в 5 тыс фунтов (примерно 2 300 кг), предназначенная для уничтожения бункеров противника, должна пополнить арсенал противобункерных бомб GBU-28, GBU-37 и GBU-57, а в дальнейшем и заменить аналогичную по массе GBU-28. Подчеркивается, что эта бомба будет универсальной для использования тактической и бомбардировочной авиациями ВВС США.
Точные характеристики новой авиабомбы GBU-72 пока держатся в секрете, однако в Пентагоне подчеркнули, что они значительно превосходят возможности GBU-28, которая способна пробить до 30 метров грунта или около 6 метров армированного бетона.
"Программа GBU-72 теперь переходит к дополнительным испытательным полетам для интеграции системы Joint Direct Attack Munition, JDAM (превращающий неуправляемые авиабомбы в управляемые), а также опытно-конструкторских и эксплуатационных испытаний в 2022 году" , – говорится в сообщении.
Следует отметить, что использование комплекта JDAM с управляемыми аэродинамическими поверхностями и блоком наведения по координатам GPS отличает GBU-72 от GBU-28, в которой использована система с указанием по лазерному лучу.
История противобункерных бомб начинается еще со времен Второй мировой войны, когда в Великобритании для уничтожения немецких укреплений были разработаны такие боеприпасы, как Tallboy и Grand Slam. Главной их особенностью был значительный вес, использование корпуса из высокопрочной стали, специальная форма для проникновения через препятствия и сброс с максимально возможной высоты.
В результате во время первого же боевого использования 5,4-тонной бомбы Tallboy в 1944 году был уничтожен железнодорожный тоннель близ французского города Сомюр. Одна из бомб разорвалась прямо в нем, пробив 18 метров горных пород.
После войны в США была создана T-12 Cloudmaker весом 20 тонн, которая остается одной из самых тяжелых авиабомб за всю историю человечества.
Однако на фоне развития ядерного оружия о противобункерных бомбах начали забывать и вернулись к ним только в 1991 году, когда во время операции "Буря в пустыне" армии США потребовалось конвенционное оружие против иракских бункеров.
Тогда-то в короткие сроки и была создана 2,3-тонная высокоточная авиабомба GBU-28. О темпах и прагматичности разработки говорит тот факт, что ее корпус изготавливали из списанных 203-миллиметровых стволов гаубиц M110.
Успешный опыт использования GBU-28 привел к появлению в арсенале стелс-бомбардировщиков B-2 двухтонной бомбы GBU-37 с наведением по GPS. Позже его арсенал пополнила 13,6-тонная авиабомба GBU-57, которая способна пробить более 61 метра почвы или 19 метров бетона.
В то же время появление авиационной бомбы GBU-72 значительно расширит возможности ВВС США, которые получат оружие для уничтожения бункеров противника любым боевым самолетом и без необходимости "подсветки" цели лазерным лучом. Именно этот момент и накладывал определенные ограничения на реальное боевое использование GBU-28.
Ранее Диалог.UA информировал своих читателей, что американская компания Pratt & Whitney напечатала на 3D-принтере двигатель для крылатой ракеты.
Также мы писали о том, как американский истребитель-бомбардировщик F-35A завершил очередное испытание с новой ядерной бомбой.