На РЖД транспортный коллапс, экспорт угля рухнул: Reuters узнал о крупных проблемах Москвы
Экспорт российского угля в Азию обвалился из-за транспортного коллапса на РЖД.
Попытка развернуть российский сырьевой экспорт на Восток породила транспортный коллапс в сети Российских железных дорог (РЖД), которая не справляется с потоками грузов, вывозимых в Китай.
Попавшие под европейское эмбарго и оказавшиеся под угрозой остановки добычи на Кузбассе российские угольщики договорились о поставках в КНР и в августе вывезли рекордные 8,5 млн тонн. Но в сентябре экспорт обвалился на 20%, несмотря на то что китайским покупателям предлагаются скидки в 50% от рыночной стоимости.
Китайцы рады закупать уголь за полцены, но проблемы возникли на железных дорогах, которые захлебываются в пробках из вагонов, рассказали журналистам информационного агентства Reuters местные трейдеры.
По словам одного из них, продавцы из РФ или добывающие уголь фирмы массово уведомляют покупателей, что вынуждены остановить поставки из-за острого дефицита транспортных мощностей. Ситуация настолько тяжелая, что задержки в поставках растягиваются на недели.
"Скапливается множество железнодорожных вагонов, на станциях у портов образуются пробки. Затраты времени на рейс существенно возрастают", — рассказал Reuters человек из российской транспортной отрасли.
Эксперты отмечают, что после введения полного эмбарго на российский уголь со стороны Евросоюза Россия лишилась крупнейшего для себя рынка сбыта. Пытаясь спасти отрасль от банкротства, россияне хотят перенаправить уголь в Азию. Ситуация для Москвы настолько критическая, что на уголь предъявлены огромные скидки.
Российский бюджет теряет крупные деньги, пытаясь продать хоть какие-то объемы угля.
"Кремль уже добрый десяток лет рассказывает про "поворот на Восток". Оказалось, что когда жареный петух клюнул, в этом повороте даже конь не валялся. Железная дорога предсказуемо не в состоянии одномоментно заместить все выпавшие транспортные мощности, которые потеряны из-за блестящей политики Путина, потерявшего европейский рынок. А запас по пропускной способности предсказуемо "воткнулся" в проблемы транспортных узлов, которые тоже нужно развивать: строить дополнительные терминалы, подъездные пути, базы и территории перевалки и хранения грузов и многое, многое другое. И это невозможно сделать ни за год, ни даже за три-пять лет. Это программа на долгие годы, увязанная с планированием экспорта и производства", - пишет в своем "Телеграм" российский экономический аналитик Анатолий Несмиян.
С начала марта цены на российский уголь рухнули почти в 2 раза, в то время как на поставки из других стран подскочили на 30–40%.