Крупнейший страховщик мира заявил о приближении катастрофы из-за "теневого флота" России - Financial Times
С каждым днем растет вероятность масштабного разлива нефти из-за старых нефтяных танкеров, которые массово скупила Россия.
Крупнейший страховщик по страхованию судоходства Gard предупредил о надвигающейся катастрофе из-за "теневого флота" России. Использование россиянами "теневого флота" устаревших и имеющих проблемы со страхованием танкеров для перевозки нефти увеличивает риск масштабного разлива нефти. Об этом в беседе с Financial Times заявил исполнительный директор одной из крупнейших компаний по страхованию судоходства Gard Рольф Торе Роппестад.
"Это социальная и экологическая катастрофа, ожидающая своего часа, и она должна вызывать у всех нас большое беспокойство", - сказал Роппестад.
Участники энергетического рынка обеспокоены тем, что мелкие и менее опытные трейдеры теперь перевозят нефть на большие расстояния на старых судах с непонятной страховкой, пишет FT. С начала войны в Украине появилось "несколько тысяч" новых танкеров, торгующих без страховки, одного из участников Международной группы клубов взаимного страхования (International Group of P&I Clubs, IG), подсчитал Роппестад. В IG входят 12 крупнейших клубов взаимного страхования морских перевозок, включая норвежскую Gard.
Суммарно они обеспечивают страхование ответственности для примерно 90% мирового океанского тоннажа.
Роппестад выразил обеспокоенность по поводу способности страховщиков, не входящих в IG, справиться с разливом нефти или другой масштабной чрезвычайной ситуацией. В ситуации разлива нефти существует риск того, что "никто не будет платить" за уборку последствий аварии, подчеркнул он.
"По мере того, как теневой флот продолжает расти, он [риск] будет становиться только острее", - пояснил Роппестад.
Данные страховых экспертов и судовые записи свидетельствуют, что отказавшиеся от услуг IG трейдеры полагаются на другие компании взаимного страхования, в том числе из России и стран Ближнего Востока, пишет FT. Такие танкеры, как правило, намного старше: возраст почти половины судов, не имеющих страховки IG, в 2020 году превышал 25 лет, приводит газета информацию из базы данных о морских судах Equasis.
В декабре вступило в силу европейское эмбарго на морские поставки российской нефти и потолок цен на сырую нефть из РФ. 5 февраля под ограничения попали и морские поставки нефтепродуктов, что вызвало дополнительные трудности с логистикой.
После введения ограничений в декабре доходы бюджета России упали на 400 миллиардов рублей по сравнению с прогнозами, а в январе дефицит бюджета достиг худшего значения, по крайней мере, с 1998 года.
Для обхода санкций Москва задействовала флот "теневых судов", способных поставлять нефть из России после введения потолка цен. В феврале FT оценила масштаб "теневого флота" РФ в примерно 100 судов.
Ранее Индия отказалась спасать российскую нефтянку от эмбарго на дизель.
Мы также писали, что "тайный флот" российских нефтяных танкеров "потопят" санкциями ЕС.